alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Два винта-четыре двигателя. Beechcraft Model 34 Twin-Quad

После Douglas DC-8 Skybus любой самолет местных линий из середины прошлого века выглядит скучно и заурядно. Однако "Скайбас" остался на бумаге, а вот среди построенных и летающих самолетов жанра "замена DC-3" Beechcraft Model 34 Twin-Quad со своими техническими фишками наиболее оригинален и интересен.





Работы над новым самолетом в "Бичкрафт" начались в конце 44го на общей оптимистической волне ожидания бурного развития местных авиалиний в послевоенное время. В проекте участвовали T.A.Wells, Alex Sergeous Odevseff (иммигрант или потомок иммигрантов из России?), W.A.Day, J.W.Massey и W.O.Stephens. Вся эта компания сконструировала очень нестандартный высокоплан (это уже редкое явление для этого жанра) с V-образным оперением, опробованным ранее на AT-10 и используемом на параллельно разрабатываемой "Бонанзе" (Beechcraft Bonanza), будущем суперхитом от Бичкрафт. Машина цельнометаллическая, рассчитана на перевозку 20 пассажиров и около 450 кг груза или почты. Должна эксплуатироваться на мало загруженных местных линиях, с плохо подготовленных аэродромов. У самолета негерметизированная кабина, впереди пассажирского салона за перегородкой грузовой отсек. Перегородка могла быть переставлена для увеличения объема выделенного для грузов, отнимая у пассажирского салона шесть мест, т.е. два ряда. Снизу фюзеляж усилен килями, нужными для безопасной посадки на брюхо в случае невыхода шасси. Основные стойки - длинные и массивные, из за специфической компоновки моторов для них оставалось место в крыле, убирались они в направлении фюзеляжа.

Самый смак в Модели 34 - конечно двигательная установка. В каждом крыле размещалось по два двигателя Lycoming GSO-580. Это восьмицилиндровый оппозитный авиамотор воздушного охлаждения мощностью 375 л.с.. Моторы стояли вдоль крыла буквально в его передней кромке, работая через муфту на общий винт. Создание механизма передачи мощности, работающего на один вал от двух моторов, было непростой инженерной задачей. На Бичкрафт с ней справились - узел работал надежно и обеспечивал привод винта на любых режимах: с внезапно отказавшим одним двигателем, с внезапно заработавшим одним двигателем, и пр. и все это в автоматическом режиме с помощью лишь одной механики. Конструирование такой трансмиссии началась в 1943 году для так и не реализованной спаренной двигательной установки, в 46ом ее удалось полностью довести до ума. Патент (US2653670) на этот узел принадлежит Odevseff'у.
Главный смысл применения на небольших самолетах четырех двигателей вместо двух - повышение безопасности полета. Отказ одного мотора приведет к потере лишь четверти мощности вместо половины на двухмоторниках. Компоновка Модели 34 в таком случае давала еще одно преимущество - отказавший двигатель и его винт не создавали сопротивления, вися на крыле бесполезным грузом. Соображения безопасности делают резонным отказ от соосных пропеллеров: при аварии одного мотора пилоту Twin-Quad'а не приходилось делать никаких манипуляций кроме прекращения подачи топлива на неработающий мотор. Конечно для того чтобы моторы поместились в крыле оно должно быть толстым, высота мотора около полуметра. Вообще самолет красавцем не назовешь, особенно если вспомнить элегантный Lockheed 75 Saturn или ладный Douglas DC-5. А если вспомнить например Northrop N-23 Pioneer, то Бичкрафт вроде и ничего :)
Если кто еще не догадался прозвище самолета Twin-Quad описывает его главную особенность: два винта - четыре двигателя.

Первый полет самолета (NX90521) - 1 октября 1947 года. Всего прототип налетал 200 часов до катастрофы 17 января 1949 года. На взлете произошло небольшое возгорание в электрической системе, экипаж занялся его тушением и кто-то в панике вырубил аварийным выключателем все двигатели самолета. После столкновения с землей погиб второй пилот, еще трое - командир и два наблюдателя - получили травмы. Без килей усиления внизу фюзеляжа возможно ситуация была бы еще более трагичной. Самолет был полностью разрушен, но начались работы над вторым самолетом, плюс был еще экземпляр для статических испытаний. Однако вскоре отсутствие коммерческих перспектив заставило закрыть программу. На разработку Twin-Quad было потрачено где-то 2-5, или даже 6 [x] млн долларов.

ТТХ (расчетные)

Размах крыла, м   21,35
Длина, м   16,16
Высота, м   5,18
Площадь крыла, м2    60,38
Двигатель 4 х Lycoming GSO-580 по 375л.с.
Вес взлетный, кг   8853
Скорость максимальная, км/ч   368
 на высоте, м   2440
 посадочная, км/ч   112
Скороподъемность на уроне моря, м/мин   305
Потолок, м   7015
Дальность с 45мин резервом, км   2320


На Бичкрафт надеялись получить максимальную скорость 480км/ч, на испытаниях достичь ее не удалось. Вроде как это самый большой гражданский самолет от этой уважаемой техасской фирмы.

1.


2. Расположение двигателей Lycoming GSO-580 и трансмиссии в крыле самолета. Видны воздухозаборники охлаждения двигателей, воздухозаборник маслорадиатора под гондолой.


3. Картинка 1 немного врет - стойки шасси находятся под приводом винта, а не дальше по длине крыла за воздухозаборниками.


3.


4. и 5.
     

6.


7. Салон самолета.


Источники: Flight, Putnam - Alain J. Pelletier. Beech Aircraft, Flying Magazine, wiki, ...
Tags: нереализованные проекты самолётов, пассажирская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “пассажирская авиация” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments