alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Юрий Пашолок. Трудный выбор шведской армии

Период между двумя мировыми войнами был временем стремительного технического прогресса. Даже танки, появившиеся совсем недавно, стремительно устаревали. Хотя в 20-е годы закупить для своих армий крупные партии танков новых образцов могли позволить себе лишь отдельные богатые страны, опытные машины и небольшие серии появлялись во многих странах. В их числе оказалась и сохранявшая нейтралитет в годы Великой войны Швеция, армия которой в этот период занималась продолжительными и сложными поисками подходящего танка. Увенчались они созданием и принятием на вооружении небольшой серии удачных танков Strv m/31, или L-10, ставших прародителями целого семейства бронетанковой техники.

Лучше делать у себя

Первой межвоенной удачей в военно-техническом плане для Швеции стали контакты с немецкими оборонными фирмами. После вступления в силу Версальского договора немцы не имели права ни разрабатывать, ни производить новые образцы вооружения. Танки же для Германии и вовсе оказались под строжайшим запретом. Ей было позволено изготовить ограниченное число броневиков для выполнения полицейских функций. Тем не менее, окольными путями шведам удалось приобрести у немцев 10 легких танков LK-II в виде машинокомплектов, которые были собраны на верфи в Стокгольме. Машины сначала получили обозначение Pansarvagn fm/22, а затем – более привычное Stridsvagn m/21.

В целом, шведские военные были довольны приобретением. Даже спустя 5 лет после окончания Первой мировой войны LK-II не выглядел сильно устаревшим. Он имел вполне достойную, особенно для танка своего класса, проходимость, обладал хорошей обзорностью, да и условия работы экипажа для того периода оказались неплохими. Единственной серьезной проблемой этого танка было отсутствие пушечного вооружения. Но оказалось, что 10 немецких танков – это всё, на что могли в тех условиях рассчитывать шведы. Возможности заказать дополнительные LK-II у них не было и даже не предвиделось.

При этом шведы не находились в информационном вакууме. К ним поступала информация о новых образцах бронетанковой техники, особенно тех, что выпускались в Великобритании и Франции. Знали они и про Medium Tank Mk.D, и про разработанный на его базе Medium Tank M1921, и про Medium Tank Mk.I и Mk.II. Информацию об этих машинах можно было почерпнуть из разных источников. В частности – из посвящённой последним новинкам танкостроения книги «Die Kampfwagen fremder Heere», которая была издана в 1926 году в Берлине. Самое прямое отношение к ней имел гауптман Фриц Хейгль из Вены, который ещё появится в этой истории немного позже.

Renault FT на испытаниях радиооборудования, 1924 год. Орудие из башни уже демонтировано

Поступавшая информация однозначно свидетельствовала о том, что танки постепенно развиваются, при этом растет не только их огневая мощь, но и маневренность. Другое дело, что тот же британский Medium Tank Mk.I приобрести тогда не представлялось возможным. Хитом международного танкового рынка всю первую половину 20-х годов являлся французский Renault FT. Даже у восточной соседки Швеции, Финляндии, было 32 таких танка.

Осенью 1923 года шведское KAF (Kungliga Arméförvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии) санкционировало покупку одного Renault FT. Был приобретён пушечный вариант с башней конструкции фирмы Berliet. В этой покупке шведские военные разочаровались быстро. В пехотном Шведском лейб-гвардейском полку (Svea livgarde), куда поначалу свели все шведские танки, Renault FT получил прозвище Putte, то есть «ангелок». После LK-II, в котором вполне сносно размещались четверо танкистов, двухместный Renault FT выглядел душегубкой. Вдобавок, он оказался медленнее немецкого танка.

Единственным преимуществом французской машины была пушка, которую в 1924 году с танка демонтировали и установили в один из Strv m/21. Обратно в Renault FT это орудие уже не вернулось. В августе 1926 года, когда у танка отказал двигатель, шведы его списали и без особой жалости использовали как мишень на стрельбище.

Испытания Renault NC-27, которые также ни к чему хорошему не привели. Неудача с этим танком стала последней каплей: новую машину было решено проектировать уже в Швеции

Вторая попытка «французской интервенции» относится к ноябрю 1927 года, когда шведы начали переговоры о закупке Renault NC — модернизированной версии Renault FT с более толстой броней, 62-сильным двигателем и совершенно новой ходовой частью. В итоге, управление KAF решилось приобрести единичный экземпляр танка. Правда, испытания, проведенные на полигоне Йервафельтет, что к северу-западу от Стокгольма, снова принесли разочарование. Машина неоднократно ломалась, наблюдались проблемы с ее коробкой передач. Наконец, ходовая часть танка оказалась мало приспособлена к ландшафту Скандинавии.

В отличие от Renault FT, этот танк все же не отправили в металлолом, и он дожил до наших дней. Тем не менее, от закупок зарубежной техники управление KAF отказалось. Шведами было принято решение разрабатывать собственный танк, причем эти работы начались еще в 1928 году. Поскольку собственных инженеров с опытом танкостроения в стране не имелось, подходящую кандидатуру нашли за рубежом.

( Читать дальше... )

Tags: танки Швеции
Subscribe

Posts from This Journal “танки Швеции” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments