alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory

Условно тяжелый. Средние танки Strv m/42. Швеция

Strv m/42 ТМ на учениях, 1943 год. По ряду причин службу экипажей на этих танках в первые несколько лет легкой назвать было нельзя

Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов легкий танк Landsverk L-10, известный также как Strv m/31, оказался во многом тупиковой ветвью танковой эволюции. Для своей весовой категории эта машина была достаточно дорогой и сложной. По ряду причин его выпуск задержался, и к 1934 году, когда шведская армия наконец получила свой первый L-10, шведские военные разочаровались в детище Отто Меркера. В результате серия ограничилась всего тремя экземплярами.

Принято считать, что в дальнейшем шведское танкостроение переключилось на создание более легкого танка Landsverk L-60, который позже превратился в Strv m/38. Но на самом деле фирма Landsverk продолжила работы и по «преемнику» L-10. Эта машина постепенно превратилась в средний танк Strv m/42, который сами шведы считали даже тяжелым. Какова же история создания этой машины?

Чертежи на экспорт

Неудача L-10 в шведской армии заставила фирму Landsverk искать счастья за рубежом. Предлагаемый ею ассортимент проектов к 1934 году свелся к четырем типам танков. Самым легким из них был двухместный танк-разведчик (L-100, позже L-120, боевая масса 3–4,5 тонны), за ним следовал более тяжелый трехместный L-60 с боевой массой 5,5–7 тонн. Еще более крупным был колесно-гусеничный L-80, весивший в разные годы от 6,5 до 10,5 тонн.

Наконец, самым увесистым танком фирмы оставался L-10, который, как и его более легкие собратья, постепенно совершенствовался. Он был наиболее защищенным, имел самый большой экипаж (4 человека), но одновременно оказался и самым дорогим. По этой причине L-10 мало интересовал зарубежных заказчиков и на некоторое время ушел в тень.

Ситуация стала меняться после первого экспортного успеха Landsverk. В августе 1935 года на испытания вышли два Landsverk L-60, построенных по ирландскому заказу. Несмотря на то, что в ходе испытаний один из танков сгорел, шведской новинкой заинтересовались. Осенью 1935 года танк осмотрели швейцарцы, а в конце 1936 года поступил заказ из Австрии. Разумеется, конструкторский коллектив Landsverk не почивал на лаврах. Взяв за основу удачную новинку, инженеры стали дорабатывать по ее подобию и другие машины.

Танки Landsverk 80 и Landsverk L-100/L-120 получили торсионную подвеску. Были переработаны их корпуса и башни, переделке подверглись двигатели и трансмиссия. Каким образом в это время переделывался L-10, неизвестно, но точно можно сказать, что от концепции четырехместного танка на Landsverk не отказались. В октябре 1936 года венграм показали некую машину среднего класса. Называлась ли она тогда L-10 или как-то иначе – вопрос остается открытым. Но в том, что это было развитие первого серийного шведского танка, сомнений нет.


Первый вариант среднего танка LAGO, чертеж S-248 от 11 октября 1938 года. Несмотря на общую внешнюю схожесть с Landsverk L-60, это совершенно другая машина

Новые очертания переработанный L-10, теперь называвшийся LAGO, обрел к осени 1938 года. По вполне понятным причинам внешне он довольно сильно напоминал Strv m/38, но говорить о том, что это был просто увеличенный легкий танк, не приходится. Настоящий предшественник в конструкции машины все равно легко угадывается. Хотя по сравнению с L-10 размеры танка выросли, подобные метаморфозы в процессе развития претерпевали и другие машины Landsverk. Боевая масса LAGO по сравнению с L-10 выросла почти в 1,5 раза.

Кстати, изменились не только габаритные размеры. Несмотря на общую схожесть ходовой части, на деле она у LAGO была полностью своя. Поскольку двигателя необходимой мощности у шведской промышленности в те годы просто не было, инженеры Landsverk установили на танк два мотора Scania-Vabis 1664, те же самые, что стояли на Strv m/38. Благодаря такому решению 15-тонная машина по удельной мощности вполне соответствовала легкому танку.

Толщина лобовой брони LAGO составила вполне приличные для того времени 34 мм. С учетом того, что лобовые листы были устновлены под рациональными углами наклона, потенциально танк мог успешно противостоять и снарядам противотанковых пушек тех лет на средних дистанциях.

Весьма интересно выглядело вооружение танка. В качестве «главного калибра» здесь выступала пушка калибром 47 мм. Что интересно, такого орудия на вооружении шведской армии не было, зато оно имелось в Австрии. Речь идет о противотанковой пушке Bohler М35, которая поставлялась на экспорт в несколько стран, а в Италии даже выпускалась по лицензии. В качестве вспомогательного вооружения выступали 8-мм пулеметы Kulspruta m/14-29, шведские аналоги австрийского пулемета системы Шварцлозе.

( Читать дальше... )

Tags: Швеция, танки Швеции
Subscribe

Posts from This Journal “танки Швеции” Tag

promo alternathistory february 18, 2013 17:23 24
Buy for 20 tokens
Глядя на эти машины, первое, что приходит в голову, это наш танк КВ-2. Но скорей всего создатели САУ держали в голове не КВ-2, а совсем не похожие на эти танки, но тоже наши – ИСУ-152. Точнее их удачное применение. Не для кого ведь не секрет, что мощная 152 мм пушка наших САУ очень удачно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments